Айседора Дункан, танцовщица-новатор, при жизни пользовалась известностью. «Свободный танец», естественные движения, раскрепощённое тело — не в корсете, не в трико, не в юбке-пачке, а в летящей тунике, босиком! Импрессионизм в танце, надежда создать «танец будущего»…
Всё это закончилось вечером 14 сентября 1927, в Ницце, на Английской набережной. Айседора села в спортивный автомобиль «Амилкар», на пассажирское сиденье. Через несколько минут её жизнь оборвалась… Зато началась легенда. Говорят, что последними словами Айседоры — «Прощайте, друзья, я иду к славе!»
Айседора Дункан на гастролях в США, Арнлольд Джент, 1915-18. (сс) Wikimedia Commons
Нередко сцену гибели Дункан подают с романтическим флёром — настолько необычны её обстоятельства. Погубил танцовщицу шарф. Его бахрома попала между задним крылом и корпусом автомобиля, и попала на колесо. Как только водитель тронулся с места, всё и случилось.
На самом деле в этой сцене не было ничего романтического, конечно же. Она была страшной. Намотавшийся на ось шарф рывком притянул Айседору к заднему колесу и её выбросило из автомобиля, который ещё ехал какое-то время, а её тянуло следом. Хорошо здесь только одно — она погибла мгновенно.
Айседора Дункан, Арнлольд Джент, 1900-е. (сс) Wikimedia Commons
Да, всему виной шарф. Роскошный шёлковый шарф. Как писали в газете «Нью-Йорк Таймс», радужный, в другой газете его назвали «белым и розовым».
Если быть точным, то это был шёлковый креп — ткань с чуть шероховатой поверхностью. Роспись в восточном стиле была сделана вручную в ателье русского художника-эмигранта Романа Шатова.
Подруга Дункан, Мэри Дести, заказала шарф ей в подарок. Как она затем рассказывала, шарф был «с большой жёлтой птицей, занимавшей почти всё пространство, голубыми китайскими астрами и чёрными иероглифами — изумительная вещь». Называть эту вещь именно шарфом, пожалуй, и не совсем верно — он был полтора метра шириной и два длиной.
Обложка журнала «Вог», Жорж Лепап, апрель 1928. (с) Getty Images
Он не сохранился до наших дней. Через месяц после трагедии состоялась распродажа вещей Айседоры, и разрезанный на мелкие кусочки шарф был выставлен на аукционе. Остались только два фрагмента. Один лоскут — в Национальной библиотеке Франции. И немного бахромы — её с этой роковой вещи срезала Мэри Дести — она хранится в Университете Калифорнии в Ирвайне.
По иронии судьбы, это был не просто подарок. Мэри подарила его подруге 1 мая того же 1927. Это был день рождения Патрика, сына Дункан, который вместе с сестрой и гувернанткой погиб в 1913 — их автомобиль упал в Сену.
Айседора Дункан, Отто Вегенер, 1913. (сс) Wikimedia Commons
Айседора обожала драпировки, шали, шарфы — они как нельзя лучше подходили к её образу — экстравагантному, «богемному». К тому же линии нарядов в 1920-х были весьма лаконичными, и всё это очень их украшало.
Кадр из фильма «Айседора», 1968, в главное роли — Ванесса Редгрейв.
Мэри Дести вспоминала, как отреагировала Дункан на её подарок. Та, писала Дести, пришла в восторг, примеряла и драпировала шарф разными способами, и бурно восхищалась его красотой. Говорят, правда, что Дести была склонна преувеличивать, так что совсем уж полагаться на её слова нельзя. Но якобы среди прочих пышных фраз, сказанных Дункан о шарфе — например, что он будет согревать её опечаленное сердце — была и такая: «Я никогда с ним не расстанусь».
Что ж, он был с ней до самого конца.