5 трогательных стихотворений, гениально прочитанных российскими актерами

Известно, что в России, в СССР у поэта сложная судьба. Сегодня через стихотворные строки пяти удивительных поэтов из 20 века мы заглянем в их непростые жизни, почувствуем их боль и надежды, прикоснемся к их внутреннему миру. Все они такие яркие и разные, как и актеры, читающие эти удивительные стихи!

1. Александр Яценко читает «Людей теряют только раз» Геннадия Шпаликова

Людей теряют только раз…

Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.

А если он уходит днем,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернем,
Пока он площадь переходит.

Немедленно его вернем,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернем
И праздник для него устроим.

Геннадий Шпаликов был не только известным советским сценаристом и режиссером, но и талантливым поэтом. Он написал сценарии к таким фильмам, как «Я шагаю по Москве», «Долгая счастливая жизнь», «Я родом из детства».

Геннадий закончил сценарный факультет ВГИКа, где учился вместе с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским.

Стихи писать он начал еще в юности, позже добавилась и проза. Сохранились дневники Шпаликова. С ранних лет у него была привычка описывать происходящее, мысли и желания.

Не смотря, что у Геннадия было множество успешных работ в кино, практически каждая картина перед выходом подвергалась жесткой цензуре и критике проверяющей комиссии. В итоге на долгое время автор остался почти без работы. Это сильно сказалось на моральном состоянии Шпаликова. Пагубно влияли частые застолья с друзьями и алкоголь.

Друзья и родные пытались помочь, отправляли его в реабилитационные центры. Но не смотря на то, что в 1974 году Геннадий вернулся к работе, к ожидаемому результату это не привело. Очередной сценарий не был принят. Возможно это стало последней каплей и в 37 лет Геннадий Шпаликов покончил с собой…

 

2. Александр Петров читает отрывок из»Облако в штанах» Владимира Маяковского

Вошла ты,

резкая, как «нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

«Знаете —

я выхожу замуж».

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника.

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги,

любовь,

страсть»,-

а я одно видел:

вы — Джоконда,

которую надо украсть!

И украли.

Поэму «Облако в штанах» Маяковский закончил в 1914 году. Вдохновением для большой поэмы о любви стала история двухнедельного романа поэта.

Маяковский гастролировал по всей России, читая стихи. Находясь Одессе, поэт обратил внимание на удивительной красоты девушку с огромными сияющими глазами, проезжающую с матерью по Набережной. Он и его друзья поэты-футуристы побежали за коляской.

Двадцатилетний Маяковский молниеносно начал свои ухаживание. Остановить его было невозможно. Он налетел на возлюбленную, словно вихрь, задаривая женщину на все имевшиеся средства цветами, духами и фруктами. Юная восемнадцатилетняя Мария Денисова, так звали возлюбленную, не могла остаться равнодушной. Но в итоге, когда состоялось серьезное объяснение, поэт получил, хоть и в мягкой форме, но отказ. Девушка сообщила, что выходит замуж. А Маяковский уже следующим утром в поезде начал сочинять первую часть поэмы.

 

3. Сергей Безруков читает «Жди меня» Константина Симонова

Жди меня, и я вернусь…

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

«Жди меня» было написано поэтом в июле 1941 года, на даче у писателя Льва Кассиля. Знаменитые строки были посвящены актрисе Валентине Серовой.

Я считал, что эти стихи — мое личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке… мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека — вспоминал Симонов.

Хотя Константин Симонов признавался, что написал это стихотворение взамен письма любимой (он не очень любил писать письма), эти строки стали для многих невероятно дороги. Миллионы солдат выживали, думая о том, как их ждут, а их близкие не теряли надежды благодаря этому стихотворению.

 

4. Вадим Демчог читает «Я Вас любил» Иосифа Бродского

Я вас любил

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. И далее: виски:

в который вдарить? Портила не дрожь, но

задумчивость. Черт! Все не по-людски!

Я вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам Бог другими — но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит — по Пармениду — дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

Бродский берет за основу знаменитое стихотворение Пушкина и искажает его. Он принадлежит к совершенно другой эпохе. Его признание — это признание другого более циничного времени.

Здесь нет трогательной и возвышенной любви, как в стихотворении Пушкина. Любовь у Бродского — физическое эгоистичное чувство. Здесь нет места смирению и пожеланию счастья с другим, но есть насмешка над собой и обреченность.

 

5. Александр Петров читает «Быть знаменитым некрасиво» Бориса Пастернака

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано в 1956 году. К этому времени Пастернака наконец то признали, он стал членом Союза писателей, но окололитературная суета его волновала все меньше, в основном Пастернак занимался переводами.

Поэт много размышлял о природе творчества и признания. Эти мысли и выстраданная истина нашли отражение в этих строках.

Источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 9.72MB | MySQL:86 | 0,220sec